Модуль 5. Формирование терапевтической среды (комфортных и безопасных условий) для пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания. Организация доступной среды.

Под термином терапевтическая среда в наиболее широком понимается та часть окружающей среды, которая непосредственно или косвенно оказывает любое воздействие на различные аспекты сущности клиента, находящегося в социальных учреждениях с целью осуществления мероприятий профилактических, лечебно-­диагностических, реабилитационных, поддерживающих, а также наблюдения и ухода за ним. Терапевтическая среда, таким образом, представляет собой искусственно созданные, максимально благоприятные условия, окружающие индивида, исключающие воздействия потенциально неблагоприятных факторов при его пребывании в стационарных учреждениях.

Создание и поддержание благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности пожилых людей осуществляется путем использования всех компонентов среды (физических условий, медицинского, психологического и социального), взаимодействующих между собой и имеющих реабилитационное и терапевтическое воздействие на клиента, независимо от его возраста и гериатрического статуса.

При формировании терапевтической среды в стационарном учреждении социального обслуживания базовые или общие мероприятия должны включать три составляющие: интерьерный и экстерьерный компоненты среды; социально-­медицинские; психолого-педагогические мероприятия, направленные на создание благоприятных условий, а также нивелирование воздействия потенциально неблагоприятных факторов.

 

Интерьерный и экстерьерный компоненты среды.

Цель: оказание социотерапевтического воздействия окружающей среды на личность пожилого человека.

Важное значение в создании терапевтической среды имеет эстетическое оформление всех помещений (холлов, коридоров и комнат), использование современных дизайнерских решений, безопасных строительных материалов. В жилых комнатах рекомендуется создание максимального уюта, обеспечение комфортного температурного режима, оснащение удобной комфортной мебелью, адаптированной к нуждам пожилых и инвалидов, индивидуальное освещение, использование элементов домашней обстановки (картины, фотографии, предметы домашнего интерьера, разнообразие комнатных растений). Необходимо рациональное размещение информации в учреждении (часы с крупным циферблатом, календари, указывающие дату и день недели, «бегущая строка», общая информация на стендах о работе учреждения, сотрудниках учреждения, режим дня, расписания мероприятий, информационные указатели помещений, в том числе пиктограммы, тактильно-информационные знаки). В коридорах, в палатах, в туалетных и ванных комнатах необходимо устройство поручней, оборудование на лестницах и лестничных площадках. В целях профилактики синдрома падений необходимо создание широких свободных проходов,
обеспечение достаточной освещенности во всех помещениях, исключение скользких неровных поверхностей, острых углов, фиксация ковровых покрытий к полу. Следует предусмотреть наличие кнопки вызова персонала в жилых комнатах.

Экстерьерный фактор среды предусматривает благоустройство территории учреждения, создание эстетически оформленной внешней среды с использованием ландшафтных элементов в оформлении мест отдыха (установка удобных скамеек для отдыха, беседок и павильонов; оформление широких, с гладким покрытием, прогулочных дорожек; разбивка газонов и цветочных клумб, посадка деревьев и кустарников,). Для оздоровительных занятий целесообразно оборудование спортивных площадок и уличных тренажеров.

Безопасная и доступная внешняя среда – важный аспект формирования терапевтической среды. Здоровый человек сам в состоянии создать вокруг себя безопасное окружающее пространство, тогда как человек с дефицитом самообслуживания нуждается в посторонней помощи и дома, и вне его.

Например, известно, что пожилые люди, живущие дома, падают, по крайней мере, раз в год. Пожилые люди падают в самых обыденных ситуация – вставая с постели, со стула или в тот момент, когда садятся, ходят по дому, а также на мокром полу в ванной комнате и туалете, зацепившись за ковер или шнуры, перешагивая порог, поднимаясь или спускаясь по лестнице. Часто падение происходит из-за неудобных тапочек. Для пожилых людей падение может иметь тяжелые последствия – черепно-мозговые травмы, переломы костей и другие серьезные травмы. Если человек боится упасть, он естественно старается двигаться как можно меньше. Тем самым его возможности самообслуживания в быту уменьшаются, что приводит к депрессии, социальной изоляции и прогрессированию старческой астении. К факторам риска падений относится мышечная слабость, нарушение равновесия, неврологические и сердечно-сосудистые заболевания, падение артериального давления, болезни суставов и плохое зрение. Довольно часто пожилые люди падают при наличии спутанного сознания или делирия, а наличие деменции многократно увеличивает эту опасность.

Основной путь предотвращения падений, а также важный компонент заботы о качестве жизни человека с дефицитом самообслуживания – создание безопасной окружающей среды.

 

Рекомендации по созданию безопасной окружающей среды:

  • Полы и лестницы должны быть чистыми и сухими, на них не должно быть ненужных предметов.
  • У лестниц по всей длине и с обеих сторон должны быть перила, в верхней и нижней части лестницы – ограждения. Перила и ограждения необходимо надежно закрепить.
  • Ступени лестницы должны быть в надлежащем состоянии. Недопустимы сломанные, шатающиеся или наклонные ступени.
  • На лестницах не должно быть ковровых дорожек. Края ступеней желательно «окантовать» нескользким материалом.
  • Ступени должны быть хорошо освещены. Выключатели должны находиться как в начале, так и в конце лестницы.
  • На пути из одного помещения в другое не должно быть препятствий, порогов или незакрепленных проводов.
  • Стены внутренних помещений желательно оборудовать поручнями.
  • Не следует использовать мебель с выступающими углами и ножками.
  • Ковры и ковровые покрытия должны иметь нескользящее основание.
  • У ковров и ковровых покрытий не должно быть загнутых краев, потрепанных или порванных частей.
  • В ванных комнатах и душевых помещениях на полу должны лежать резиновые коврики или нескользкие покрытия.
  • Рядом с ванной, душем и унитазом должны быть оборудованы поручни.
  • Мыльница и полотенце должны находиться не далее расстояния вытянутой руки.
  • Освещение должно быть достаточным в любое время суток (днем и ночью).
  • Выключатели освещения должны располагаться рядом с дверью так, чтобы до них было удобно достать рукой. Выключатели настольных ламп и торшеров также должны быть под рукой.
  • Доступ к кровати лежачего клиента должен быть обеспечен с обеих сторон.
  • Кровать должна быть оборудована подъемными боковыми ограждениями и устройствами для подтягивания.
  • В комнате клиента на видимом месте должны быть размещены часы и календарь.

 

Для обеспечения доступности, окружающая среда (территория учреждения и помещения внутри него) должна содержать конструктивные элементы, обеспечивающее доступность объекта и предоставляемых услуг маломобильным группам населения (Свод правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»):

  • пандус на главном входе и в здании;
  • кнопка вызова сотрудника;
  • санитарно-бытовые помещения оснащены специальным оборудованием;
  • предупреждающие и информационные знаки размещены на территории и в зданиях интерната;
  • выделенные машино-места на стоянке для автомобилей;
  • противоскользящая контрастная разметка первой и последней ступени на лестничных маршах;
  • поручни в коридорах и рекреациях;
  • информационные системы.

 

  1. Пандусы. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.
  2. Лестницы. Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь
    предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости — другими средствами подъема.. Вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
  3. Поручни. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
  4. Дверные проемы. Двери входной площадки должны иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%. Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть — не менее 0,9 м. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.
  5. Лифты и подъемники. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках.
  6. Пути движения. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.
  7. Санитарно-гигиенические помещения. В уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
  8. Благоустройство прилегающей территории. Пешеходные пути. Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м. Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за — 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п. Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов. Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

 

Социально-медицинские мероприятия.

Цель: поддержание максимально возможного качества жизни и сохранение здоровья пожилых людей в стационарном учреждении социального обслуживания.

Социально-медицинский компонент терапевтической среды должен включать средства и методы медико-социальной реабилитации, направленные на коррекцию
ведущих гериатрических синдромов. Обязательным условием является оценка общего состояния клиентов, показателей жизнедеятельности и динамическое наблюдение медицинским персоналом, при необходимости, измерение температуры тела, контроль артериального давления. При назначении медикаментозного лечения и проведения процедур, связанных со здоровьем, осуществляется строгий контроль за выдачей и приемом лекарств. С целью поддержания физической активности целесообразно использовать разнообразный арсенал реабилитационного оборудования и средств для занятий лечебной физкультурой, кинезотерапией, включающих разнообразные виды компенсирующих приспособлений и устройств. В стационарном учреждении социального обслуживания должны учитываться потребности в обеспечении одеждой и обувью с учетом запросов и пожеланий клиента, подбор вещей по сезону, росту, размеру; подбор удобной, при необходимости, ортопедической обуви для пациентов в целях профилактики синдрома падений. Следует обеспечить клиентам достаточный питьевой режим, разнообразное питание в столовой учреждения, при необходимости организовать диетическое питание.

Необходимо проводить занятия лечебной физической культурой, адаптивной физкультурой, скандинавской ходьбой, водные процедуры и закаливание, физиотерапию, массаж и т.д.

 

Психолого -педагогические мероприятия.

Цель: создание благоприятного психологического микроклимата в стационарном учреждении социального обслуживания.

Психолого-педагогический компонент включает следующие мероприятия по социально-психологической адаптации пожилых людей и инвалидов:

  • анкетирование клиентов, поступающих на стационарное обслуживание в дом-интернат, в целях получения общей информации о личной истории человека, его увлечениях, привычках и предпочтениях, которые затем могут быть использованы для его включения в социальную жизнь учреждения. Это позволит выявить «кризисных пациентов», нуждающихся в дополнительной психологической, социальной, бытовой поддержке.
  • информирование о работе учреждения, о возможностях учреждения, о специалистах, досуговых мероприятиях, о расположении помещений. Из методов работы рекомендовано проведение индивидуальных и групповых консультаций психологов, специалистов по социальной работе. В целях расширения коммуникативных возможностей пожилых людей необходимо обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, организация местной радиосвязи, выпуск ежемесячной газеты, буклетов, памяток, брошюр, создание видеофильмов о работе учреждения, функционирование сайта учреждения.
  • использование социальных технологий для организация досуга и осуществления коррекции негативных проявлений и состояний.

 

Например, можно применять:

  • арт-терапевтические методики (музыкотерапия, фототерапия, мемуаротерапия, библиотерапия, сказкотерапия, изотерапия, терапия творческим самовыражением).
  • релаксационные методики: прогрессивная релаксация (аутотренинг); ароматерапия; светотерапия; массаж.
  • применение метода биологически обратной связи – технология, которая с помощью компьютерной техники предъявляет субъекту информацию о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов. Включает в себя исследовательские, лечебные, профилактические и физиологические процедуры.
    Позволяет развить навыки саморегуляции психофизиологических механизмов за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов. В функцию приборов последней генерации (например, «Реакор») входит придание процессу тренировки видимости игры.
  • эрготерапия. По сути, это междисциплинарная область медицинских знаний, основывающийся на фактах, что целенаправленная, имеющая для человека значение, деятельность помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические). На фоне применения эрготерапии происходит активация когнитивных процессов посредством их тренировки (тренингов памяти и внимания); активное получение новой информации в виде чтения, активного прослушивания аудиокниг, целенаправленного просмотра фильма, при этом просмотр телепередач не сопровождается активацией в силу инертности данного вида деятельности. Так же при занятиях эрготерапией происходит обучение новым навыкам: посильное освоение профессиональных навыков; освоение пользования персональным компьютером; освоение пользования сетью Интернет; освоение пользования сотовым телефоном.
  • анималотерапия, в частности, филино-, канис-, иппотерапии.
  • гарденотерапия.

Важно вовлечение всех клиентов в активную досуговую деятельность, включающую развлекательно-образовательные и оздоровительные формы: концерты, праздники, выставки, конкурсы, физкультурные турниры, интеллектуальные игры, викторины, просмотр фильмов, экскурсии. Для улучшения психоэмоционального состояния пожилых людей следует организовать различные формы досуга с добровольностью в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам).

Необходимым является организация посильной трудовой деятельности, вовлечение в общественно-полезную деятельности.

 

Терапевтическая среда для активных клиентов

Клиенты данной группы не имеют выраженных ограничений общей двигательной активности и нарушений когнитивных функций или имеют легкие нарушения гериатрического статуса. Это социально-активные пожилые люди, не имеющие значительных ограничений в физической активности, имеющие высокий уровень мотивации, потребность осуществлять посильную трудовую деятельность, участвовать в общественно-полезной и культурно-досуговой деятельности. Основной целью работы является поддержание здоровья и продление активного долголетия («health promotion»). Для этой категории клиентов необходимо активное включение в лечебно-трудовую деятельность. Рекомендуется проводить работу по реализации обучающих и образовательных программ по самообслуживанию, само- и взаимопомощи, пропагандировать важность и необходимость сохранения активного образа жизни для поддержания жизнедеятельности с включением в спортивно-оздоровительные мероприятия. Для этой группы клиентов целесообразно, создать школы здоровья для контроля социально-значимых заболеваний, например артериальной гипертонии и сахарного диабета. По мнению экспертов необходимо организовать обучение пожилых людей навыкам рукоделия, компьютерной грамотности, использовать развлекательно-образовательные формы досуга и праздничные мероприятия, объединять пожилых в клубы по интересам. Для мобилизации творческого потенциала и жизненной активности пожилых людей рекомендованы мероприятия по социально-психологическому сопровождению, арт- терапевтические занятия в разных формах. Таким образом, терапевтическая среда для первой клинико-реабилитационной гериатрической группы имеет профилактическое значение и включает мероприятия, направленные на мобилизацию резервов пожилого человека и продление его активного долголетия.

 

Терапевтическая среда для клиентов с умеренными нарушениями гериатрического статуса

Данную группу составляют клиенты с умеренными нарушениями гериатрического статуса. Они делятся на две подгруппы: клиенты с ведущим умеренным когнитивным дефицитом при отсутствии нарушений или с легкой степенью нарушений общей двигательной активности; пациенты с ведущими умеренными двигательными нарушениями, у которых не выявлено когнитивных нарушений. Терапевтическая среда для данных клиентов должна иметь реабилитационное воздействие, направленное на компенсацию ограничений жизнедеятельности в зависимости от гериатрического статуса.

 

Терапевтическая среда для пациентов с ведущим умеренным когнитивным дефицитом

Данную группу составляют клиенты с геронтопсихиатрическими синдромами, такими как сосудистые деменции, невротические расстройства, депрессии. Основной целью является создание безопасного, комфортного и спокойного проживания, психологическая и социальная адаптация, профилактика обострений психических хронических заболеваний. Для клиентов с когнитивными нарушениями терапевтическая среда оказывает выраженное реабилитационное воздействие и рассматривается как существенно влияющая на результат лечения. Окружающая среда в доме-интернате для клиентов данной подгруппы должна быть более понятной и не вызывать у них беспокойства. В окружающей обстановке рекомендуется применять метод цветотерапии, включающий успокаивающее цветовое оформление жилых комнат, коридоров, холлов; проводить подбор вспомогательных аксессуаров в соответствии с когнитивным статусом, частую смену настенных украшений, фотографий, рекомендуется использование разнообразного арсенала информационных указателей, в интерьере помещений – наличие декоративных растений, создание «живых» уголков. Необходимо создание безопасных бытовых условий проживания, устранение потенциально опасных предметов, включающих электрические приборы, электрические и телефонные провода. В работе с пациентами данной группы эксперты считают целесообразным использовать разные формы занятий по когнитивной реабилитации, тренировке памяти, освоению новых навыков пользования сотовым телефоном, компьютером разные виды психотерапии с использованием релаксационных и акустических методик, разнообразные формы музыкотерапии, использование медитации, проведение аутотренинговых занятий. Для этой группы клиентов можно использовать методы когнитивной реабилитации (например, составление пазлов, запоминание пословиц, отгадывание загадок),разнообразные варианты арт- терапевтических методик, шире использовать иппотерапию, адаптационный контакт с животными, гарденотерапию, эрготерапию, лечебную физкультуру, методы биологической обратной связи. С целью активизации клиентов данной группы рекомендовано вовлекать их в посильную трудовую деятельность, физкультурные и культурно-досуговые мероприятия, побуждать их к общению. Таким образом, терапевтическая среда для данной клинико-реабилитационной гериатрической группы пожилых людей должна быть понятой и безопасной, формировать чувство востребованности, заинтересованности и постоянной занятости, направленных на поддержание и компенсацию психических расстройств.

 

Терапевтическая среда для пациентов с ведущими умеренными двигательными нарушениями

Эту группу составляют клиенты с умеренными нарушениями общей двигательной активности. В этой подгруппе клиентов преобладают лица-инвалиды и пожилые люди с нарушением функции передвижения. Они имеют ограничения жизнедеятельности, но в целом активны, могут передвигаться в пределах учреждения, используя вспомогательные средства передвижения. Для них важно создание безбарьерной среды, компенсация ограничений жизнедеятельности с помощью средств реабилитации и повышение активности клиентов. Необходимо обеспечение инфраструктуры стационарного учреждения социального обслуживания и жилых помещений специальными приспособлениями, в соответствии с нуждами инвалидов и пожилых людей, имеющих нарушения в передвижении, является обязательным условием оказания геронтологической помощи. С этой целью необходимо использовать разнообразные реабилитационные и компенсирующие устройства, индивидуальные технические средства реабилитации, включающие: оборудование жилых комнат приспособлениями для открывания фрамуг, адаптационными дверными ручками; протезно-ортопедическое обеспечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов, ортезы, протезы опорные и тактильные трости, ходунки, костыли, кресла-коляски прогулочного или комнатного типа; использование различных видов оборудования для поддержания независимости пациента в пределах кровати (подъемники, веревочные лестницы, ручные блоки, турники, боковые поручни и др.); использование различных видов оборудования для пересаживания и вставания пациентов (скользкие доски, подъемники, вертикализаторы, приспособления для стояния и ходьбы)). Обязательно обучение пациентов данной группы навыкам пользования техническими средствами реабилитации (показ, разъяснение, тренировка, коррекция), поддержание средств реабилитации в исправном техническом состоянии.

 

Терапевтическая среда для пациентов с тяжелыми нарушениями гериатрического статуса

Данную группу составляют клиенты с тяжелыми нарушениями гериатрического статуса. Они делятся на две подгруппы: клиенты с сочетанием тяжелых и умеренных нарушений общей двигательной активности и когнитивных функций; клиенты с терминальной стадией старческой астении. Эти клиенты находятся в отделениях милосердия, преимущественно на постельном режиме и нуждаются в постоянном постороннем уходе. Для них необходима организация активирующего гериатрического ухода для поддержания соматического и психического благополучия.

Для повышения качества гериатрического ухода необходимо оборудовать комнаты отделений милосердия разнообразными аксессуарами и средствами реабилитации, облегчающими уход (функциональные кровати, подъемники, поручни для удобства приподнимания и вставания в кровати, прикроватные столики для приема пищи, приспособления для мытья клиентов, подголовники, противопролежневые матрацы и подкладные круги, кресла-стулья с санитарным оснащением, судна). При уходе необходимо и важно использовать специальные гигиенические средства и абсорбирующее белье (подгузники, пеленки, простыни) у лежачих клиентов с недержанием.

Рекомендуется создать благоприятные условия окружающей среды: соответствующий самочувствию клиента температурный режим, обеспечить минимизацию шума, световых раздражителей, адекватную гидратацию, правильную организацию питания и кормление лежачих клиентов. Осуществление гериатрического ухода должно проводиться в соответствии с индивидуальным планом и включать мероприятия активирующего ухода: при проведении гигиенических процедур, при необходимости помощи в пользовании туалетом или судном, перемещении в кровати и в передвижении по палате, по коридору. Для поддержания активности в повседневной жизни и достижения максимально возможного уровня самостоятельного функционирования необходимо проведение мероприятий по физической реабилитации, активизирующей кинезотерапии, минимизация пассивного ухода, проведение когнитивной гимнастики. Необходимо проводить мероприятия по организации психологической поддержки в процессе ухода. В терминальной стадии старческой астении гериатрический уход направлен на поддержание витальных функций клиентов с использованием арсенала вспомогательных и реабилитационных средств.

Вверх | 09.09.2025 | Комментарии закрыты
Не копируйте текст!