Методические рекомендации по организации школы ухода за пожилыми людьми и инвалидами
Основные разделы программы
Модуль 1. Понятие ухода и его значимость. Принципы долговременного ухода.
Тема 1.1 Общее понятие процесса ухода. Основные цели, задачи и принципы ухода.
Тема 1.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс ухода.
Тема 1.3 Принципы и модели долговременного ухода.
Тема 1.4 Концепция Бобат: принципы и приемы.
Модуль 2. Обеспечение физиологических потребностей. Профилактика осложнений.
Тема 2.1 Измерение и запись жизненных показателей.
— Измерение артериального давления, температуры тела, частоты дыхания и пульса.
— Наблюдение за весом, кожным покровом и физиологическими отправлениями.
Тема 2.2 Организация питания и питьевого режима.
— Организация питания и питьевого режима.
— Профилактика нарушений пищеварительной системы
— Процесс кормления подопечного, приспособления
Тема 2.3 Гигиенические процедуры.
— Гигиена и средства малой реабилитации содействия гигиене.
— Уход за собой.
— Утренний (вечерний) туалет при различных видах и типах ограниченной мобильности.
— Уход за полостью рта, за зубными протезами, за ушами, за глазами, за полостью носа.
— Уход за волосами, бритье.
— Уход за кожей лица.
— Гигиена рук.
— Мытье ног в постели.
— Уход за гениталиями.
— Смена постельного белья при различных видах и типах ограниченной мобильности (продольный и поперечный способ).
— Смена нательного белья и переодевание при различных видах и типах ограниченной мобильности.
— Мытье (в постели, в ванне, в душе).
Тема 2.4 Нарушения процессов опорожнения.
— Нарушения процессов опорожнения.
— Использование абсорбирующих прокладок, подгузников, правильность применения.
— Уход за мочевым катетером и колостомой.
— Почему важно следить за выделениями тела? Проблема недержания мочи.
Тема 2.5 Правила и принципы перемещения.
— Различные виды перемещений.
— Использование вспомогательного оборудования для перемещения.
— Безопасное перемещение лежачих больных при помощи скользящих простыней.
— Техники помощи при перемещении и сопровождении.
— Поворотный диск для перемещения пациента. Как развернуть пациента в кровати.
— Профилактика падений.
Тема 2.6 Виды и понятие пролежней.
— Виды и понятие пролежней.
— Причины и зоны риска образования пролежней.
— Методы профилактики, основные правила предотвращения пролежней.
Тема 2.7 Профилактика контрактур и уход при контрактурах.
Тема 2.8 Профилактика опрелостей и потницы.
Модуль 3. Технические средства реабилитации (ТСР) для граждан, нуждающихся в долговременном уходе.
Тема 3.1 Технические средства реабилитации (ТСР).
Тема 3.2 Гимнастика для пожилых.
— Легкая степень нагрузки. Комплекс лечебно-гимнастических упражнений для пожилых и ослабленных.
— 1 комплекс. 1 часть. Комплекс лечебно-гимнастических упражнений для пожилых и ослабленных пациентов.
— 1 комплекс. 2 часть. Комплекс лечебно-гимнастических упражнений для пожилых и ослабленных пациентов.
— 1 комплекс. 3 часть. Комплекс лечебно-гимнастических упражнений для пожилых и ослабленных пациентов.
— Гимнастика для восстановления после инсульта.
— Восстановление после инсульта верхних конечностей.
— Восстановление после инсульта нижних конечностей.
Модуль 4. Особенности взаимодействия с гражданами, нуждающимися в долговременном уходе и их социальным окружением.
Тема 4.1 Оценка психологического состояния гражданина.
Тема 4.2 Психические, личностные, поведенческие особенности лиц с ограниченными умственными возможностями и психическими расстройствами.
Тема 4.3 Этика общения с больными людьми.
Модуль 5. Формирование терапевтической среды (комфортных и безопасных условий) для пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания. Организация доступной среды.
Модуль 6. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников и родственников, осуществляющих уход.
Тема 6.1 Понятие эмоционального выгорания: причины, виды, первые симптомы.
Тема 6.2 Профилактика эмоционального выгорания.