Тема 4.3. Этика общения с больными людьми

При взаимодействии с человеком, имеющим ограниченные возможности, важно учитывать особенности собеседника, ведь это позволит сделать ваше общение не только приятным и комфортным, но и более эффективным. Так как формы инвалидности различны, то и приёмы общения с ними существенно отличаются друг от друга. Принято различать методы взаимодействия с инвалидами в связи с их диагнозом. Например, люди с нарушением слуха, испытывающие трудности передвижения, непроизвольными движениями и т.д.

Во время общения с людьми, имеющими ограниченные возможности, необходимо помнить о важных особенностях взаимодействия с данной категорией граждан и опираться в своей работе на различные методы и приемы общения в соответствии с возрастом инвалида.

 

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения:

  • Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  • Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы объяснили ему.
  • Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии.
  • Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например: планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
  • Обращайтесь непосредственно к человеку.

 

Люди с психическими нарушениями:

  • Люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в кураторстве, сопровождении со стороны других людей.
  • Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями.
  • Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют навыков и способностей.
  • Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему.
  • Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

 

Люди, испытывающие затруднения в речи:

  • Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.
  • Не перебивайте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он (она) уже закончил.
  • Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали.
  • Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.
  • Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

 

Общение с человеком в инвалидной коляске:

  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения.
  • Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили
    способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
  • При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку.
  • Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь.
  • Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать.
  • Наклонитесь или присядьте, расположитесь рядом на стуле, чтобы оказаться на одном уровне с инвалидной коляской.
  • Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость.

 

Люди с плохим зрением:

  • Предложите свою руку.
  • Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычным домашним животным. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой- поводырем.
  • Всегда проясняйте, в каком формате человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, аудиокассета.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит и его сопровождает помощник.
  • Если Вы читаете для человека, который плохо видит или не видит, сначала расскажите о том, что Вы собираетесь читать. Говорите нормальным голосом.

 

Люди, которые плохо слышат:

  • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
  • Существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно легко тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
  • Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то.
  • Если Вас просят повторить что-то несколько раз, попробуйте перефразировать свое предложение.

 

Три главных коренных условия обеспечения эффективных взаимоотношений с другим человеком:

  1. Наличие эмпатии.
  2. Отсутствие осуждения.
  3. Активное слушание.

 

Важным аспектом при взаимодействии с человеком является эмпатическая способность видеть мир с точки зрения клиента. Хотя невозможно прожить жизнь другого человека и впитать в себя его опыт, как он или она выстрадали его, познать те чувства, которые он или она испытывали в той или иной ситуации, можно выразить им свое сочувствие. Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством проникновения в его субъективный мир. Это способность ощутить чувства другого человека, не втягиваясь в процесс их переживаний. При этом необходимо различать следующие слова: жалость («мне жаль тебя»), симпатию («я сочувствую тебе»), эмпатия («я – с тобой»). «Эмпатия человека зависит от доступности и богатства собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая клиента, на одну эмоциональную волну с ним».

Отсутствие осуждения. При беседе с другим человеком должна создаваться атмосфера доверия. Для этого желательно уточнять у говорящего правильно ли его поняли. Исполняя роли слушателей или помощников, используя во взаимодействии такие качества как понимание, неосуждение, искренность мы должны постоянно осознавать наши собственные ценности и отношения. Если мы не будем делать этого, мы не сможем в полной мере взаимодействовать с другим человеком. Оказание помощи, таким образом, нечто большее, чем применение нескольких изученных приемов; это процесс, который вовлекает всего человека.

Активное слушание – отражение говорившему человеку того, что было услышано от него слушателем.

Существует ряд приемов активного слушания:

  1. Повторение – воспроизведение того, что сказал клиент. Обычно повторение последнего слова или фразы содержит в себе согласие, одобрение собеседника;
  2. Переформулировка – попытка сказать то же самое, но другими словами. Переформулировка лучше в виде вопроса. Повторение и переформулировка являются одними из лучших способов тренировки способности слышать все, что было сказано, и получить от клиента обратную связь, что свидетельствует о взаимопонимании. Активность слушания колеблется в процессе беседы, и что – то из сказанного можно пропустить или отвлечься. Поэтому лучше еще раз переспросить, с тем, чтобы быть уверенным в правильности понятого и дать возможность собеседнику ощутить консультанта как заинтересованного слушателя;
  3. Отражение – значит определение ведущих чувств или отношений, о которых клиент может и не сказать, но которые лежат в контексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать клиенту, то, что он сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон модуляции, экспрессию и манеру говорить. Когда консультант улавливает, о каком чувстве умалчивает собеседник, и получает подтверждение правильности своей гипотезы, доверие собеседника, как правило, возрастает;
  4. Уточнение – этот прием позволяет уточнить информацию, предоставляемую клиентом. В этом случаи консультант задает открытые вопросы (что, где, когда, каким образом);
  5. Обобщение – позволяет суммировать то, что было сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже рассмотрено несколько вариантов решения проблемы, или что консультант вместе с ним уже двигается во вполне определенном направлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод.

 

Условия обеспечения успешных взаимоотношений с другим человеком:

  1. Необходимо искренне интересоваться проблемами других людей, быть хорошим слушателем, говорить о том, что интересует собеседника.
  2. В разговоре следует использовать понятные литературные слова. Ваша речь не должна содержать непонятных слов и оборотов.
  3. Необходимо следить за реакцией слушателей. Поэтому при общении необходимо создать условия, чтобы ничто не отвлекало от разговора. Говорить необходимо не быстро, с перерывами между словами, выражение лица должно быть приветливым и доброжелательным. Если человек не реагирует на речь говорящего, возможно, он не понимает содержания информации или не согласен с ней. В этом случаи следует узнать о причинах такой реакции;
  4. Нужно владеть собой во всех острых жизненных ситуациях, не создавать конфликтных ситуаций своим поведением. Отвечать необходимо мягко, отводя разговор от темы, вызывающей раздражение.
  5. Следует помнить, что каждый человек обладает уникальными достоинствами.

 

Вверх | 09.09.2025 | Комментарии закрыты
Не копируйте текст!