Тема 4.2. Психические, личностные, поведенческие особенности лиц с ограниченными умственными возможностями и психическими расстройствами.

В целях более точного планирования, организации и реализации процесса социального обслуживания получателей социальных услуг, ухода за ними, необходимо понимать, что имеющиеся у них психические заболевания влекут определенные изменения и нарушения в психической, личностной и поведенческой сферах.

Основными признаками психического или поведенческого расстройства специалисты ВОЗ называют «нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм», то есть – психологический дискомфорт, отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения, «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности».

 

У людей с психическими расстройствами могут наблюдаться различные физические, эмоциональные, когнитивные, поведенческие и перцептивные симптомы. Так, например:

  • эмоционально человек может особенно сильно и несоразмерно произошедшим событиям чувствовать себя несчастным/«сверхсчастливым» или наоборот не иметь никаких адекватных чувств;
  • в мыслительной сфере при психическом расстройстве могут нарушаться логические взаимосвязи мыслей, проявляться крайне положительные или безмерно отрицательные суждения о других и о самом себе, может утрачиваться способность критической оценки;
  • в поведении человека симптомы психических расстройств выражаются в виде отклонений от принятых в обществе форм поведения (сексуальные перверсии, совершение бессмысленных движений, навязчивых действий и т. д.);
  • больные хроническими психическими заболеваниями на отдаленных этапах течения болезни часто утрачивают волевые ресурсы психики, теряют побудительные мотивы деятельности.

 

Среди клиентов психоневрологического интерната можно выделить три основные категории лиц:

  1. Инвалиды, больные шизофренией с выраженным дефектом психики – люди, утратившие в результате болезни коммуникативные функции, социальные связи и профессиональные навыки. Участие в трудовых процессах для этой категории имеет цель реадаптации, восстановление утраченных функций и адаптации в новых условиях психоневрологического интерната; важное значение имеет дифференцированный подход с учётом степени нарушенных и сохранившихся функций, уровня сохранности профессиональных и трудовых навыков инвалидов. В связи с этим возрастает роль индивидуальных программ реабилитации, ИПРА.
  2. Умственно отсталые лица – их клинико-психологические особенности требуют совершено иного реабилитационного подхода по сравнению с больными шизофренией. На протяжении всего реабилитационного процесса также важны индивидуальные программы реабилитации, которые позволяют проследить динамику развития психики и моторики умственно отсталых лиц, рост их социальных связей и трудовых навыков.
  3. Лица, страдающие эпилепсией, органической и сенильной деменцией – несмотря на различия нозологической принадлежности этих заболеваний, общим для них, являются интеллектуально-мнестические расстройства, которые определяются грубым органическим процессом головного мозга. Реабилитационная работа с такими людьми строится таким образом, чтобы имеющийся дефект не отражался на результатах деятельности клиентов. Для них необходимо предусмотреть такие виды труда, которые не ориентированы на память, внимание. Выполнение работ стереотипного характера, в которых участвует моторика, а действия совершаются в рамках привычных в жизни больного движений, поможет решить реабилитационную задачу.

 

Необходимо отметить, что диагноз «умственная отсталость», имеющийся у большинства клиентов психоневрологического интерната – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Выделяют 4 степени выраженности умственной отсталости: глубокая – идиотия; тяжелая – имбецильность; умеренная; легкая.

Люди с ограниченными умственными возможностями отличаются недостаточным развитием психических процессов: различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, которые приводят к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта. У умственно отсталых людей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры головного мозга, инертность нервных процессов, повышенная склонность к сохранному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Нарушения восприятия у лиц с умственной отсталостью проявляются в замедленном темпе, сужении объема, недифференцированности признаков образов, слабая ориентировка в пространстве и т. д.

Для умственно отсталых людей свойственна недостаточность внимания, особенно произвольного, которое определяют точность восприятия, прочность запоминания, направленность и продуктивность мышления, воображение. Внимание умственно отсталых лиц пассивное, непроизвольное. Низкий уровень произвольного внимания умственно отсталых связан с недоразвитием волевых качеств (нетерпение, выкрикивание отдельных реплик, задавание не относящихся к теме вопросов).

Касаясь процессов запечатления, сохранения и последующего узнавания или воспроизведения того, что было в прошлом, то есть памяти, можно отметить следующее. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала у умственно отсталых людей достаточно низкая. При воспроизведении они многое пропускают; переставляют местами элементы, нарушая логику; часто повторяются; привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Объем запоминаемого у них очень ограничен. У умственно отсталых людей превалирует непреднамеренное (непроизвольное) запоминание.

Характеризуя интеллектуальную недостаточность умственно отсталых людей, М.С. Певзнер утверждает, что она выражается в неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу. Их мышление стереотипно и плохо подвижно, имеет наглядно-образный, ситуационный характер.

Психические расстройства, имеющиеся у клиентов психоневрологического интерната, подразделяются на две категории (уровни расстройств): неврозы и психозы.

Психозы – наиболее тяжелые проявления психического расстройства.

При психозе у человека полностью теряется или резко ослабляется способность правильно воспринимать и понимать окружающих, самого себя. Человек может видеть и слышать то, чего нет на самом деле, или высказывать бредовые идеи. При этом он часто не понимает, что болен, ведет себя неправильно или даже опасно. Психозы указывают на наличие психических расстройств: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Альцгеймера и т.д.

Основные признаки психоза:

  • неправильное восприятие окружающего мира
  • отсутствие критики к собственному состоянию
  • нелепое или опасное поведение, обуславливающее социальную дезадаптацию больного.

 

Неврозы – относительно легкие психические нарушения. При них у человека сохраняется правильное восприятие окружающего мира, а также критика к собственному состоянию и поведению. Невротическая симптоматика включает в себя такие проявления, как астения, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, фобии и т.д. Основные формы неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, системные неврозы.

У лиц с ограниченными умственными возможностями встречаются также расстройства психического развития – группа нарушений психического развития: синдром Дауна, ДЦП и другие.

Синдром Дауна характеризуется общим психическим недоразвитием, а среди личностных особенностей превалируют добродушие, внушаемость, стремление к общению.

ДЦП – расстройство, связанное с двигательными функциями и произвольным контролем движений. Интеллект при этом может быть не нарушен. Двигательная сфера характеризуется такими особенностями, как спазмы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса, речевые расстройства.

Важно затронуть вопрос о социальной опасности психически больных людей, которая может быть обусловлена двигательными возбуждениями, импульсивными поступками, помрачением сознания, галлюцинациями, бредовыми идеями, стремлением к суициду, слабоумием и отсутствием чувства опасности.

Социальная опасность человека в состоянии острого двигательного возбуждения, как правило, проявляется в том, что он может внезапно побежать, отталкивая всех на пути, угрожая тяжелыми и острыми предметами; при этом у него появляется большая физическая сила, чем в спокойном состоянии.

Опасность может быть обусловлена расстройством сознания и галлюцинациями, когда человек не понимает последствия своих поступков. В подобной ситуации он может выпрыгнуть из окна; он не понимает смысла медицинских процедур. Его агрессивность может быть обусловлена следствием бредовой убежденности. Ввиду отсутствия чувства опасности такие люди могут наносить себе порезы и другие повреждения.

 

Нарушения поведения у людей с умственной отсталостью и психическими расстройствами могут быть следующих видов:

  • компенсаторные (связанные со сложностями социальной адаптации людей с данной патологией в здоровом коллективе);
  • структурные (возникающие вследствие общеорганического поражения ЦНС);
  • клинико-патологические (являющиеся следствием сопутствующих умственной отсталости психических заболеваний).

 

  1. Компенсаторные нарушения поведения. Говоря о данном виде нарушений поведения, нужно понимать, что человек с умственной отсталостью – это особый человек, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого человека уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. В первую очередь, данная категория людей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей, в результате чего возникают конфликты. Такие люди начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности или гиперкомпенсация интеллектуального отставания в развитии при сохранном соматическом здоровье.
  2. Структурные нарушения поведения. Нарушения поведения, являющиеся следствием раннего органического поражения ЦНС. Данная форма поведенческих нарушений не является диагностическим критерием умственной отсталости у людей. С равной долей вероятности нарушения поведения данной группы могут возникать как у людей с умственной отсталостью, так и у людей с сохранным интеллектом.
    Структурные нарушения поведения, представлены двумя основными формами:

    • Аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения. Это наиболее распространенный вид структурных нарушений поведения. Наиболее часто они проявляются психопатоподобным поведением, т. е. внешне напоминающим психопатию (аффективно-неустойчивое расстройство личности), но не являющиеся таковыми в действительности. Наиболее часто для данных нарушений поведения характерны повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу или без него, т. е. выход чувств из-под контроля, расторможенность чувств и влечений. Близко к последнему примыкают бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины, и переживания случившегося. В плане общения – это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность, не обусловленные объективными причинами.
    • Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения. В данном варианте органические нарушения мозга проявляются преимущественно повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью нервных процессов, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что обычно в медицинской терминологии обозначается как церебрастенический синдром. Часто для людей с такими нарушениями поведения характерны явления выраженной недостаточности показателей внимания и явления компенсаторной гиперактивности.
  3. Клинико-патологические нарушения поведения. Нарушения поведения данной группы людей с умственной отсталостью возникают не вследствие основного заболевания, а в рамках клинических проявлений сопутствующих психических нарушений (шизофрения, расстройства личности различного генеза, биполярное аффективное расстройство, и т.д.).

В настоящее время выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся варианты нарушений поведения у людей с умственной отсталостью: побеги, уходы из дома или другого места постоянного проживания; агрессивность; нарушение дисциплины и поведения в общественных местах; воровство; злоупотребление алкоголем; суицидальное поведение; нарушения влечений.

По степени сформированности навыков самообслуживания и имеющимся ограничениям граждан можно разделить на следующие группы:

1. Медико-социальная реабилитационная группа с полной зависимостью: человек не способен самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности, имеет постоянную зависимость от других лиц, ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.

 

Специфика расстройств Категория граждан Характеристика ограничений Описание объема помощи
Тяжелые психические заболевания Инвалиды 1 и 2 групп, которые в силу психических расстройств (шизофрения, тяжелая умственная отсталость, синдром Дауна) признаны недее-способными, утратили способность к само-обслуживанию и активному передвижению Прикован к постели и (или) не может передвигаться самостоятельно без посторонней помощи. Нуждается в круглосуточном внимании, помощи при выполнении - всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет, прием пищи и др. Не может быть оставлен один без присмотра Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания путем предоставления своевременного и полноцен­ного ухода. Проведение реабилитационных, лечебно-профилакти­ческих мероприятий. Помощь в социально-­бытовой и психологи­ческой приспособляемости лиц, находящих­ся на постельном режиме
Тяжелые неврологичес кие Инвалиды 1 и 2 групп, которые в силу неврологических расстройств (ДЦП, эпилепсия, органические поражения ЦНС) утратили способность к самообслуживанию и (или) активному передвижению Прикован к постели и (или) не может передвигаться самостоятельно без посторонней помощи. Нуждается в круглосуточном - внимании, помощи при выполнении всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет, - прием пищи и др. Не может быть оставлен один без присмотра Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания путем предоставления своевременного и полноценного ухода. Проведение реабилитационных, лечебно­профилактических мероприятий.Помощь в социально­-бытовой и психологической приспособляемости.
Тяжелый когнитивный дефицит Граждане пожилого возраста, инвалиды 1 и 2 групп, которые в силу каких-либо неврологических или психических расстройств утратили способность к самообслуживанию и (или) передвижению Прикован к постели и (или) не может передви­гаться самостоя­тельно без посто­ронней помощи. Нуждается в круглосуточном внимании, помощи при выполнении всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет, прием пищи и др. Не может быть оставлен один без присмотра Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания путем предоставления своевременного и полноценного ухода. Проведение реабилитационных, лечебно­профилактических мероприятий. Помощь в социально­-бытовой и психологической приспособляемости.
Тяжелые двигательные нарушения Инвалиды 1 и 2 групп, которые в силу каких-либо заболеваний или травм утратили способность к самообслуживанию и (или) активному передвижению Прикован к постели и (или) не может передвигаться самостоятельно без посторонней помощи.Нуждается в круглосуточном - внимании, помощи при выполнении всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет, прием пищи и др. Не может быть оставлен один без присмотра Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания путем предоставления своевременного и полноценного ухода. Проведение реабилитационных, лечебно­профилактических мероприятий. Помощь в социально-­бытовой и психологической приспособляемости.

 

2. Медико-социальная реабилитационная группа с выраженной зависимостью: человеку необходимо использовать вспомогательные средства
помощь другого человека или специально созданные для проживания условия ввиду выраженных нарушений функций организма.

 

Специфика расстройств Категория граждан Характеристика ограничений Описание объема помощи
Психические заболевания Инвалиды 2 и 3 групп, которые в силу психического заболевания (шизофрения, органические заболевания головного мозга, аффективные расстройства, эпилепсия без выраженного слабоумия и расстройств поведения, и т.д.), имеют выраженную зависимость в осуществлении самообслуживания и (или) активном передвижении Выраженное ограничение возможностей самообслуживания при выполнении всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет и т.д. Возможно, - нуждается в дополнительных средствах передвижения: кресло-коляска, ходунки, костыли. - Может быть оставлен один без присмотра Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания путем предоставления своевременного и полноценного ухода. Проведение реабилитационных, лечебно­профилактических, оздоровительных мероприятий.Помощь в социально­бытовой и психологической приспособляемости лиц, имеющих выраженную зависимость.
Неврологические заболевания Инвалиды 2 и 3 групп, которые в силу неврологического заболевания (ДЦП, эпилепсия, органические поражения ЦНС), имеют выраженную зависимость в осуществлении самообслуживания и (или) активном передвижении Выраженное ограничение возможностей самообслуживания при выполнении всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет и т.д. Возможно, нуждается в дополнительных средствах передвижения: кресло-коляска, ходунки, костыли. Может быть оставлен один без присмотра Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания путем предоставления своевременного и полноценного ухода. Проведение реабилитационных, лечебно­профилактических, оздоровительных мероприятий.Помощь в социально­бытовой и психологической приспособляемости лиц, имеющих выраженную зависимость.
Умеренный когнитивный дефицит Граждане пожилого возраста и инвалиды 2 и 3 групп, которые в силу каких-либо психических заболеваний частично утратили способность к самообслуживанию и (или) передвижению Выраженное- ограничение возможностей самообслуживания при выполнении всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет и т.д. Возможно, - нуждается в дополнительных средствах передвижения: кресло-коляска, ходунки, костыли. - Может быть оставлен один без присмотра Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания путем предоставления своевременного и полноценного ухода. Проведение реабилитационных, лечебно­профилактических, оздоровительных мероприятий. Помощь в социально­бытовой и психологической приспособляемости лиц, имеющих выраженную зависимость.
Двигательные нарушения Инвалиды 2 и 3 групп, которые в силу каких-либо заболеваний частично утратили способность к самообслуживанию и (или) активному передвижению Выраженное ограничение возможностей самообслуживания при выполнении всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет и т.д. Возможно, - нуждается в дополнительных средствах передвижения: кресло-коляска, ходунки, костыли. - Может быть оставлен один без присмотра Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания путем предоставления своевременного и полноценного ухода. Проведение реабилитационных, лечебно­профилактических, оздоровительных мероприятий. Помощь в социально­бытовой и психологической приспособляемости лиц, имеющих выраженную зависимость.

3. Социально-реабилитационная группа с умеренной зависимостью: у человека незначительная или умеренно выраженная зависимость, самостоятельно способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно без помощи вспомогательных средств, в связи с временными, умеренно выраженными, или стойкими нарушениями функций организма.

 

Специфика расстройств Категория граждан Характеристика ограничений Описание объема помощи
Без выраженных нарушений Граждане пожилого возраста страдающие хроническими соматическими заболеваниями или умеренно выраженными нарушениями функций опорно­двигательного аппарата Может передвигаться самостоятельно или с помощью трости. Незначительное ограничение возможностей само-обслуживания. Самостоятельно одевается, раздевается, ходит в туалет, ест, выполняет другие виды повседневной активности. Нуждается в помощи при выполнении сложных видов активности. Организация жизнедеятельности и создание комфортных условий для проживания. Проведение реабилитационных, лечебно­профилактических, оздоровительных мероприятий.Оказание социально­бытовой и психологической помощи.
Вверх | 09.09.2025 | Комментарии закрыты
Не копируйте текст!