Тема 1.3. Принципы и модели долговременного ухода.

Долговременный уход – комплексная поддержка пожилых и инвалидов, включающая социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме, с привлечением патронажной службы и сиделок, а также семейный уход.

Модели ухода:

  • Модель Хендерсон
  • Модель Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни
  • Модель Д. Джонсон
  • Модель Д. Орем
  • Модель К. Рой
  • Врачебная модель
  • Теория ухода Моники Кровинкель.

Для того, чтобы осуществлять правильный и стимулирующий уход, необходимо сначала точно выяснить, что же человеку нужно, какие его потребности мы должны поддерживать/замещать. Кровинкель выделила 13 видов активности и экзистенциального опыта жизни:

  1. Возможность общаться.
  2. Возможность двигаться.
  3. Возможность поддерживать витальные функции (сердцебиение, дыхание и т.п.)
  4. Возможность ухаживать за собой.
  5. Возможность есть и пить.
  6. Возможность выделять продукты жизнедеятельности.
  7. Возможность одеваться.
  8. Возможность спать, отдыхать и расслабляться.
  9. Возможность развлекаться, учиться и развиваться.
  10. Возможность переживать собственную сексуальность.
  11. Возможность заботиться о безопасности и надежности своего окружения.
  12. Возможность поддерживать и развивать социальные контакты, связи и области.
  13. Возможность справляться с экзистенциальным жизненным опытом.

На них и строится практика современного ухода. Прежде всего, проводится планирование. То есть, смотрим — какие из видов активности у человека нарушены, где он требует поддержки, а где вполне обходится сам. При этом выделяются проблемы и ресурсы. Например, возьмем пациента с парализованной после инсульта левой половиной тела. Он требует поддержки практически по всем видам активности. Выберем одну из них, например, самую очевидную — способность двигаться. Пациент самостоятельно двигаться не может — не может встать, ходить, сидеть может только с поддержкой. Это его проблема. Ресурс здесь заключается в следующем: пациент свободно двигает правой рукой и ногой, пациент может стоять на правой ноге с поддержкой; пациент понимает обращенную к нему речь и может следовать указаниям.

Далее определяются мероприятия:

  • помощь при мобилизации, пересаживание пациента с кровати на кресло, с кресла на унитаз и обратно
  • использование вспомогательных средств (в данном случае инвалидное кресло)
  • возможно, лечебная гимнастика.

Такое планирование осуществляется по всем 13 пунктам. Например, с пунктом «еда и питье» — такому пациенту необходимо измельчать еду на кусочки, чтобы он мог есть, пользуясь только правой рукой; также необходима профилактика запоров, поскольку пациент малоподвижен. После того, как планы записаны и мероприятия определены, можно ухаживать по науке. Персонал осуществляет все эти действия. А затем документирует их и записывает: что при этом удавалось, какие были особенности. Документация затем изучается, и планирование снова
перерабатывается. Но для того, чтобы действовать по плану, необходимо главное — цель ухода. Цель ухода — сохранить или восстановить хорошее самочувствие пациента и избежать его зависимости, чего можно достигнуть с помощью стимуляции или поддержки возможностей самого пациента или обучения его близких.

Вверх | 08.09.2025 | Комментарии закрыты
Не копируйте текст!